Антон Титов
Управляющий консультант в Mastercard Advisors, 29 лет
На работу на велосипеде я начал ездить летом 2016 года. Я тогда жил в Хамовниках рядом со станцией метро «Спортивная», а офис находился в Москве-Сити. Из-за неудобных пересадок ездить на метро было не очень комфортно, поэтому я как-то попробовал добраться до работы на Велобайке, и мне понравилось. Брал велосипед у метро, выезжал к реке и по Пресненской набережной за 25 минут добирался до офиса. Помню, что очень радовался такому способу передвижения.
Мне кажется, что естественное состояние для человека — передвигаться с помощью ног, и велосипед отлично вписывается в эту концепцию.
Сейчас я работаю из дома и в офис не езжу, но продолжаю пользоваться велосипедом для поездок по делам: в магазины, парикмахерскую, в тренажёрный зал. Все эти места находятся неподалёку от дома, и я легко добираюсь до них на велосипеде.

Помимо перемещений по району я достаточно часто езжу в центр: от «Академической» до Воробьёвых гор и дальше по набережной до Музеона. Зачастую бывает так, что выхожу из дома и думаю: сейчас на метро поеду или на каршеринге или на такси. Потом выхожу на улицу, радуюсь хорошей погоде и вспоминаю про велосипед — выбор становится очевидным. Разница во времени некритичная, например, путь на велосипеде занимает у меня 30−40 минут, а на метро — 20 минут. К тому же, на Воробьёвых горах есть очень крутой спуск на набережную: катиться по нему на скорости под любимую музыку — это не сравнимое практически ни с чем удовольствие.
У велосипеда множество плюсов. Во-первых, намного интереснее и приятнее, когда для преодоления расстояния ты используешь усилия своего тела и мышц, а не садишься на попу ровно и грустный, уткнувшись в экран телефона, едешь по делам на метро, автобусе, автомобиле и т. д. Мне кажется, что естественное состояние для человека — передвигаться с помощью ног, и велосипед отлично вписывается в эту концепцию. Во-вторых, никто не нарушает твоё личное пространство, как, например, в общественном транспорте. Многие приводят этот фактор в пользу личного автотранспорта, но для меня личное авто — автоматически означает либо огромные хлопоты, либо повышенные траты, которые имеет смысл нести только в случае наличия семьи с детьми.
Плюс хочется отметить преимущества городского велопроката перед собственным велосипедом. Велобайк мне нравится своей гибкостью: можно преодолеть на нём часть дистанции или можно в одну сторону поехать на нём, а в обратную на чём-то другом. Когда идёшь в парикмахерскую или магазин, не нужно думать, где припарковать велосипед. Если надолго уходишь в тренажёрный зал, не беспокоишься, что с велосипедом может что-то произойти. Конечно, качество прокатных велосипедов оставляет желать лучшего. Часто бывает, что велосипеды скрипят или что-то у них не работает, поэтому всегда перед поездкой я проверяю, не спущены ли колёса, в адекватном ли состоянии тормоза и т. д.

Единственный минус прокатного велосипеда в том, что его нельзя настроить полностью под свои параметры. Но если велосипед в хорошем состоянии, этого для меня бывает достаточно. Я даже готов больше платить за абонемент, лишь бы можно было брать велосипед не глядя, и быть уверенным в том, что с ним всё в порядке.
Наш город слабо приспособлен к тому, чтобы у людей не возникало необходимости выбираться за пределы собственного района, поэтому часто приходится ездить в центр.
До переезда в Москву я жил в Санкт-Петербурге, и если сравнивать велопрокаты в этих городах, то Москва на несколько шагов впереди. В Петербурге пользоваться городским велопрокатом было очень неудобно. Позже появился бесстанционный велопрокат Smart Bike, но он и дороже, и велосипеды у него мне нравятся меньше.

Что касается в целом передвижения на велосипеде в этих городах, несмотря на многочисленные поребрики и беспорядочно припаркованные автомобили в Петербурге, по ощущениям ездить там более безопасно, чем в Москве. В Питере не так много широких улиц с высоким скоростным режимом, и ехать на велосипеде по проезжей части более комфортно. В Москве иногда на какой-то проспект выезжаешь и кажется, что тебя может сдуть потоком воздуха от проезжающей мимо машины. Хотя к этому привыкаешь и перестаёшь обращать внимание, может быть, зря.
У нас в целом город слабо приспособлен к тому, чтобы у людей не возникало необходимости выбираться за пределы собственного района, часто приходится ездить в центр. На велосипеде дорога может занимать час и больше, в зависимости от того, где живёт человек. Не каждый решится поехать при отсутствии удобных и безопасных веломаршрутов.

В Москве большая часть людей, которые ездят на велосипедах, это курьеры. То, что человек может поехать на велосипеде на свидание или на работу, у нас ещё не воспринимается так широко. Было бы здорово, если бы хоть через какое-то время это отношение изменилось, и передвижение по городу на велосипеде воспринималось абсолютно нормально. Для этого, конечно, нужна комфортная и безопасная инфраструктура.
Опубликовано 15 ноября 2020 года
Юрий Быков
Фотограф